ДАЛЬ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ
(1801-1872), русский прозаик, лексикограф, этнограф. Родился 10 (22) ноября 1801 в м.Лугань в Малороссии в семье врача. Отец Даля был выходцем из Дании, получил образование в Германии, где учил богословие и древние и новые языки. Мать, немка, владела пятью языками. Даль получил домашнее образование, писал стихи. В 1815 поступил в Морской кадетский корпус в Петербурге. Учебу в корпусе, впоследствии описанную в повести Мичман Поцелуев, или Живучи оглядывайся (1841), Даль считал "убитыми годами". Учебное плавание в Данию убедило его в том, что "отечество мое Россия, что нет у меня ничего общего с отчизною моих предков". По окончании учебы (1819) был направлен служить мичманом на Черноморский флот. В это время Даль, по его словам, "бессознательно" начал записывать неизвестные ему слова, приступив таким образом к главному делу своей жизни — созданию «Толкового словаря живого великорусского языка». ССЫЛКА
В 1829 Даль успешно защитил диссертацию и был направлен на русско-турецкую войну в действующую армию. Работая в полевом госпитале, стал блестящим хирургом. Даль продолжал собирать материал для будущего Словаря, записывая со слов солдат "областные речения" разных местностей. Тогда же подтвердились впечатления его детства — о том, что "речь простолюдина с ее своеобразными оборотами всегда почти отличалась краткостью, сжатостью, ясностью, определительностью и в ней было гораздо больше жизни, чем в языке книжном и в языке, которым говорят образованные люди".
В 1830 была опубликована первая повесть Даля — Цыганка. В 1832 Даль издал сборник Русские сказки из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные Казаком Владимиром Луганским. Пяток первый. Цензура усмотрела в книге насмешку над правительством; от судебного преследования Даля спасли только его воинские заслуги.
В 1849 Даль был назначен на должность управляющего Нижегородской удельной конторой. Это было значительным понижением по службе, на которое Даль пошел добровольно, чтобы находиться ближе к крестьянам. В его ведении находились дела почти 40 000 государственных крестьян. Помимо непосредственных служебных обязанностей (писание крестьянских жалоб и т.п.), Даль делал хирургические операции. В 1862 издал сборник Пословицы русского народа, в котором пословицы располагались не по алфавиту, а по темам (Бог, любовь, семья и т.д.). Несмотря на свою культуртрегерскую деятельность и глубокий демократизм, Даль выступал против обучения крестьян грамоте, т. к. она, по его мнению, "без всякого умственного и нравственного образования почти всегда доводит до худа". Этими высказываниями он навлек на себя гнев представителей демократического лагеря Чернышевского, Добролюбова и др.
Словарь Даля — первый и до сих пор единственный словарь русского языка, охватывающий как литературный язык, так и различные диалекты. Из 200 000 слов, включенных в словарь, более половины составляет литературная лексика, а более 80 000 слов, в основном диалектных, были записаны Далем в различных районах России. Стремившийся обогатить литературный язык словами "живого", народного языка, Даль не делал различий между литературной и диалектной лексикой. В качестве иллюстративного материала в словаре приводится большое количество фразеологизмов, пословиц, поговорок; в толкованиях содержится значительный материал этнографического и даже энциклопедического характера.
Непрофессионализм автора проявлялся в игнорировании достижений лингвистики 19 в., отказе от грамматического анализа (сам Даль писал: "С грамматикой я искони был в каком-то разладе"), подмене научных этимологий "народными". В словаре Даля использовался "гнездовой" метод, при котором вместе группировались сходные по звучанию и значению слова, однако при этом нередко рядом оказывались далекие по значению и исторически не связанные слова (простой/простор и т.д.). Наряду с реальными Даль включал в свой словарь искусственные, выдуманные им самим слова, часто предназначенные для замены иностранных заимствований (живуля вместо автомат и др.).
Несмотря на это, словарь Даля имел огромное значение для своего времени и продолжает использоваться до наших дней; более того, научная критика словаря фактически способствовала закреплению за ним в отечественной культуре статуса высшего авторитета в вопросах "подлинно народного" словоупотребления и сокровищницы "живого слова" — при том, что на самом деле в словаре достаточно широко фиксировались и заимствования. В начале 20 в. словарь Даля был существенно переработан И.А.Бодуэном де Куртенэ, исключившим "гнездовой" метод и сделавшим словарь более научным (3-е изд. 1903-1909; 4-е изд. 1912-1914).
С 1955 словарь вновь начал переиздаваться, причем, как правило, воспроизводился в варианте самого Даля. Особенно часто он переиздается в наши дни: 8-е издание словаря вышло в 1994, 9-е — в 1996, 10-е — в 1998. Неоднократно переиздавались и Пословицы русского народа. Этот второй шедевр Даля не только содержал огромный фактический материал, но и был построен на весьма передовых теоретических принципах (пословицы были упорядочены по тематическим категориям, а внутри каждой из них организованы в смысловые оппозиции; такой способ организации во многом предвосхищал будущие методы паремиологии — науки о пословицах, загадках и поговорках).
В последние годы жизни Даль работал над вторым изданием Словаря, пополняя запасы слов, и писал детские рассказы. Сделал переложение Ветхого Завета "применительно к понятиям русского простонародья", написал учебники по зоологии и ботанике, передал фольклористам Киреевскому и Афанасьеву собранные им народные песни и сказки. Кроме того, Даль играл на нескольких музыкальных инструментах, работал на токарном станке, увлекался спиритизмом и изучал гомеопатию. "За что ни брался Даль, все ему удавалось усвоить", — писал его друг, великий хирург Пирогов.
Незадолго до смерти Даль перешел из лютеранства в православие. Умер Даль в Москве 22 сентября (4 октября) 1872.