КАЛЛИГРАФИЯ
Каллиграфия — искусство красивого и четкого письма, связанное, прежде всего с историей рукописной книги. ссылка История каллиграфии связана как с историей шрифта и орудий письма (тростниковое перо-калам в древнем мире, у народов средневекового Востока; птичье перо в Европе до 1-й половины 19 в.; кисть в дальневосточных странах), так и со стилистической эволюцией искусства. Каллиграфия не только преследует цели удобства чтения, но и сообщает письму эмоционально-образную графическую выразительность. Стилистика каллиграфии тяготеет либо к ясности очертаний, возможности чтения на расстоянии, либо к экспрессивному скорописному курсиву, либо к декоративной узорности, подчас идущей в ущерб лёгкости чтения. В Китае и других дальневосточных странах каллиграфия ценилась особенно высоко как искусство сообщить графическому знаку эмоционально-символическое значение, передать в нём как сущность слова, так и мысль, и чувство каллиграфа. Этим вызваны свобода ритма и острая экспрессия кисти во многих образцах Китая, Кореи, Японии.
Кит.картинка
Известные мастера китайской каллиграфии — Ван Си-чжи (4 в.), Сюань-цзун (8 в.), Ми Фэй (11 в.).
В странах, где ислам ограничивал изобразительное творчество, каллиграфия стала источником богатейших орнаментально-ритмических композиций, часто сочетающихся с геометрическим или растительным узором, даже с изобразительными элементами.
Груша картинка, исламский текст картинка
Среди крупнейших каллиграфов — мастера шрифта "насхи" Ибн Мукла (10 в.), Ибн Бавваб (11 в.) и Якут Мустасими (13 в.) в Багдаде, Иранские и средне-азиатские мастера шрифта "насталик" Мир Али Теб-ризи (14 в.), Султан Али Мешхеди (15 в.), Мир Али Харави, Шах Махмуд Нишапури, Ахмед аль-Хусейни (16 в.). В Европе в античную эпоху были созданы классические образцы греческого и латинского письма, чёткого и гармоничного по пропорциям; в средние века каллиграфия, очагами которой были монастырские скрипторпи (мастерская для переписи книг), эволюционировала от классической правильности каролингских (Каролинги – правящая династия во Франции в раннем средневековье) образцов к декоративности и излому готического письма.
Виз картинка
Выдающиеся образцы каллиграфии, начиная с "Остромирова евангелия" (переписано в 1057 дьяконом Григорием), известны на Руси. С 15 в. ведущая роль в европейской каллиграфии перешла к гравёрам, а также к переписчикам и художникам — создателям вычурных шрифтовых композиций, ставших предметом роскоши.
Русский устав картинка
Книгопечатание резко ограничило области применения каллиграфии, а с появлением машинописи она сохранилась в основном как предмет обучения в начальной школе ("чистописание"), а также в ряде областей, где применяются художественные рисованные шрифты (оформление книги, плакат, промышленная графика и т.д.).