ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
Земледельческий календарь - исстари основным занятием славянских народов было земледелие. Вся славянская культура, праздники и ритуалы носят земледельческий характер. И такое сложное явление как славянский календарь построено на твёрдом знании законов природы, на сельскохозяйственном опыте, фольклоре, нормах общинной жизни. Земледельческий календарь – это дневник и энциклопедия крестьянского быта с его праздниками и буднями.
В центре календаря всегда изображается Солнце, чаще всего в виде спирали с лучиками. Оно говорит, что календарь опирается на четыре поворотные точки, соответствующие движению Солнца по небосводу. Жизненный уклад земледельца определяется в первую очередь сменой времён года, потому поворотные точки разделяют четыре сезона: весну, лето, осень и зиму. Поворотные точки славянского календаря – зимний и летний солнцевороты, весеннее и осеннее равноденствия.
По народным представлениям две половины года взаимно влияют и обуславливают друг друга, отчего в пословицах и приметах так много сравнений зимы с летом, а осени с весной. Одно время года определяется по другому, а каждый месяц составляет пару с противоположным.
В природе всё – живое. Птицы – несут весну, земля засыпает зимой, а в начале лета – беременна будущим урожаем. Само слово «урожай» происходит из понимания крестьянина, что осенью земля рожает. Народный календарь сохраняет языческий взгляд на природу: всё, что окружает человека одухотворено, наделено жизненной силой, способно помогать или препятствовать. Одушевлены в глазах человека не только явления природы, но и сам годовой круг: времена года – ближайшие родственники. В языческом миропонимании всё, имеющее душу, должно иметь Имя. Потому календарь у крестьян называется «месяцеслов»: все его части (сезоны, месяцы, недели, дни, посты, праздники) поименованы.
В русском аграрном календаре:
зимнему солнцевороту (22 декабря) соответствовал Спиридонов день, позднее перенесённый на 25 декабря (Рождество Христово), к нему же относятся зимние святки (конец декабря – начало января);
весеннему равноденствию (20 марта) соответствовал праздник Благовещенья (Сороки – 22 марта);
летнему солнцестоянию (21 июня) соответствовал праздник Ивана Купалы – 7 июля и целая серия меньших празднеств, идущих от Аграфены Купальницы (7 июля) до Петрова дня (12 июля);
осеннему равноденствию (23 сентября) соответствовал день Симеона-столпника (14 сентября).

Очень важна черта народного календаря – ритмичность, последовательность и оптимальный ритм чередования: праздники и будни, работа и отдых, посты и обильные трапезы, периоды воздержания и раскрепощения плоти. Большое количество примет, пословиц, запретов и наставлений, игры, пляски, обильная еда – таковы насыщенность наиболее значимых моментов аграрного года. Отдых никогда не воспринимается в народной культуре как безделье. Праздник всегда выполняет важные общественные функции, дает ощущение полного слияния с природой, утверждает власть человека над ней.
Календарь наполнен знаками, который указывают на природные циклы и ритуалы, с ними связанные. С марта по май Сила Неба сходит в Землю, на что указывают спирали идущие сверху вниз. В этот период Природа просыпается. После весеннего равноденствия служатся ритуалы Летним Богам. Священнодействия производят только женщины, мужчины заняты работой. Спирали идущие снизу вверх соответствуютпериоду с сентября по ноябрь и говорят о поднимании Силы от Земли к Небу. После осеннего равноденствия наступает время Зимних Богинь. Вся магия находится в ведении мужчин, а для женщин наступает время ткачества и шитья.
Под словом «декабрь» перекрещенные линии образуют решётку, состоящую из множества ромбиков. Такая решётка указывает, что земля спит, её нельзя трогать.
Месяц «январь» сопровождается косым крестом, уголком вниз и двумя птичками. Это время перехода. Время получения информации с неба через вещие сны или гадания. Время, когда можно небо попросить о чём-либо на грядущий год, а птицы принесут твою просьбу к богу.
«Февраль» символизируют чередующиеся треугольники и положенная набок «ёлочка». Они означают, что Сила неба начинает возвращаться в землю, покрывало снега тает.
«Март» отмечен широким косым крестом поверх фактурного фона. Такой крест здесь означает зачатие, взаимопроникновение неба и земли, пробуждение Спящей Красавицы – Природы, её возвращение из «хрустального гроба».
«Апрель» украшен плугом – знак, не требующий комментария.
«Май» несколько противопоставлен по рисунку «февралю»: те же знаки в ином положении означают выход спущенной с неба в землю силы в виде богатой растительности.
«Июнь» покрыт знаками земельных работ,
а «июль» – направленные вверх треугольники – подчёркивает максимальное раскрытие природы в этот период.
Обращённая в другую сторону «ёлочка» и «крючёчки» в «августе» говорят о воздаянии за приложенные усилия, о «возвращении долга», об урожае.
«Сентябрь» – это месяц, когда сила из земли обратно уходит на небо.
«Октябрь» связан с активным беспокойством, приготовлением к холодам.
«Ноябрь» же стелет для засыпающей на зиму Природы «белоснежные простыни».
Другие символы, которые используются в календарях, связанны с природными стихиями.
Бусина – символ получения плодов, образ яркой ягоды или семени.
Кувшин и котелок – символ ожидания, созревания, беременности, а также запасов на зиму.
 
Колокол – дождь, веление свыше, звон его прогоняет злые силы.
«Утушка» – символ чистоты дома.
«Ключики» – символ домовничества, бережливости.
«Коники» – символ богатства, движения.
«Курочка» – символ заботы о семье, продолжения жизни. Присутствие в календаре этих символов – обращение к духам-покровителям, влияние на живородящие силы Природы.